⌠А со Свиридова и Йовин призы удерживаются на ремонт
паркета, поломанного монстрячими клыками!■ (Тэм на менестрельнике в Форменосе.)
⌠Алексей, сиди спокойно, здесь менестрельник, а
не монстрятник!■ (Кинн на Зиланте-95.)
⌠Монстры нас почтили посещением! Гитару маэстро...■
(Равен на Эгладоре-97.)
Итак: я ≈ монстр, а монстр ≈ это я. Под этим
подкупающим своей дружелюбностью термином понимается, что Свиридов не просто
человек с гитарой, который умеет песни сочинять, а, извините за выражение,
маэстро. А также пример для подражания и стремления к похожему положению,
источник компетентного мнения, специалист по технике музо- & стихо-
сложения, и прочая, прочая, прочая...
Быть монстром на первый взгляд легко и приятно.
Все тебя знают. Все тебя хотят ≈ в смысле ⌠Леха, спой■. Новые творения
воспринимаются со значительно меньшей предвзятостью, чем изготовленные
малоизвестным абстрактным эльфом в необмятой занавеске.
А уж какие комплименты выслушивать случается...
Опять же, сольный концерт ≈ плиз-пожалуйста. Аудио-видеокассеты с записями
гениального меня ≈ нарасхват, файлы с текстами песен ≈ куда только не доползли!
Словом, не жизнь, а вроде как сплошная коту масленница.
Все оно конечно так ≈ и не так. По крайней
мере не очень так. Положение ⌠монстра■ не знаю как для кого, а для меня
лично имеет множество отрицательных сторон, и про них я сейчас попробую
рассказать. Во-первых ≈ чтобы на жизнь пожаловаться, а во-вторых ≈ вдруг
какая-нибудь практическая польза будет. Например абстрактный эльф не будет
упорно стремится называть меня на ⌠вы■.
Беды разнесчастного понятого гения (хотя непонятый,
конечно, несчастнее) можно сбить в две кучки: отношение общества к нему,
и отношение его к обществу.
Кучка первая. ⌠Общество и я■. ⌠Коли уж мы тебя в
монстры записали, то давай, соответствуй!■ ≈ говорит общество. То есть:
если монстр есть, он должен работать. В моем случае ≈ петь. Причем, что
интересно, песни-то уже всем знакомые, многие их практически наизусть знают.
Но вот автор живой стоит ≈ это ж круто, к тому же ему ведь и подпеть можно
≈ в лучшем случае.
А в худшем получается так: ⌠Леша, спой...■
≈ и через пару минут Леша чувствует себя в роли эм-радио, включенного для
фона. То есть почитатель/почитательница непреходящего таланта мирно возвращается
к своим делам-разговорам, дальним краем уха ощущая, что ⌠оно■ где-то там
звучит. Монстрирует.
А еще общество (некоторая его часть) от большого
уважения начинает монстра бояться ≈ это относится к начинающим менестрелям
в основном. Типа ⌠как я буду петь в присутствии самого Свиридова! А вдруг
он скажет, что плохо ≈ как тогда дальше жить?■ Кроме шуток, и такое приходилось
слышать. Ведь хрен обьяснишь, что даже у ⌠самого Свиридова■ могут быть
личные вкусы, что у него может быть плохое настроение, что свою планку
личных оценок он и сам признает весьма завышенной...
Хоть обобъясняйся. Все равно будет трагедия: монстру
не понравилось А раз они, монстры, такие страшные ≈ долой этих чудовищ
оттуда, где их могут испугаться. Типа тех же самых менестрельников: попытка
вылезти и что-то такое показать уже стабильно воспринимается чуть ли не
как личный наезд на каждого из окружающих. Типа пришел боксер-тяжеловес
на дружеский матч между шестым А и пятым Б, и все ≈ счас все тортики заберет.
⌠У вас ≈ своя свадьба, у нас ≈ своя■ ≈ говорит общество,
полагая, что монстрам хорошо и в тех заоблачных высотах, где по мнению
общества оные монстры и обитают. Хотя, замечу по личному опыту, живем мы
точно там же, где и все остальные.
Еще забавность: не знаю как кому, а мне пару-тройку
раз очень живо и очень наглядно продемонстрировали, что я как сам по себе
человек большого интереса не представляю. Ну да, стоит тут рядом какой-то,
что-то вякает почти не в тему... Но вот выясняется, что это ⌠сам Свиридов■:
сразу же и уважение в глазах, и к словам прислушиваться начинают, и шуткам
радостно смеяться ≈ а я и гадаю: блин, да что ж это со мной такое произошло
за последние две минуты? Только что был так себе человек из толпы, и вдруг
≈ душа общества.
Неужто я без ореола монстризма своего всего
лишь серая и занудистая личность, а всякого рода дружелюбие окружающих
≈ исключительно следствие популярности тех самых двух десятков песен? Весьма
неприятные размышления, замечу я вам, дамы и господа!
Но это уже переход на тему... Кучка номер два,
под названием ⌠я и общество■. Как высказывался в свое время некто Владимир
И. Ульянов, жить в обществе и быть независимым от него невозможно. Либо
посылай всех и торчи в одиночестве, как весь из себя могучий дуб среди
долины ровныя (или недовыкорчеванный пень на пустыре), либо соответствуй!
И привыкай, пусть тебе даже и не все нравится.
А уж когда привыкнешь, так и система ценностей поменяется,
глядишь и новый кайф от жизни получишь! Причем там, где до сих пор плечами
брезгливо передергивал.
Для начала ≈ от монстра ждут не просто новых песен,
от него ждут новых шедевров. А значит монстру надо предьявлять к себе повышенные
требования. Проходных текстов на трех аккордах ему уже не простят! И еще,
опять же мое личное. Как-то стыдно и не по чину применять уже один раз
использованные приемы и ходы ≈ хоть свои, хоть чьи-то. Абстрактный эльф
может сочинять, и показывать публике хоть десять одинаковеньких песенок
про ⌠мы идем рубить врагов, любимые нас ждут■, различающихся только местом
действия - Кринн там, или Эления какая-нибудь. А я себе такого позволить
уже не могу, и поэтому новых песен у монстра Свиридова последнее время
так мало. Причем, что интересно, таки появшиеся песни отнюдь не все шедевральные
творения.
То есть ≈ последствием появления внутренней
цензуры стало заметное снижение количества при не таком уж и сильном повышении
качества. Весело, да? Есть еще такая опасная вещь, к которой монстр быстро
привыкает ≈ уже поминавшиеся похвалы и комплименты.
Куда как приятно их слышать, и это словно наркотик
≈ а когда кто-то вдруг высказывает нечто критическое, то становится не
по себе. Это пока что всего лишь ⌠не по себе■, а что дальше? Записывать
невосхитившихся в личные враги, а за пародию призывать верных последователей
к утоплению еретика в пруду? (Впрочем, верные последователи не дураки,
насчет пруда и сами догадаться способны).
Например: я уже привык, что меня всегда просят спеть.
Более того, когда этого не происходит, я начинаю ощущать дискомфорт, мол
что-то не так, что-то неправильно... А от этого всего пара шагов до следующего
настроения: ⌠Как?! Меня не просят спеть?!! А ну дайте, я сам начну! А кому
не нравится может валить нафиг!!!■
Сейчас (подчеркиваю ≈ сейчас) мне такое кажется крайне неправильным
и неприятным. Но время идет, к стереотипу ⌠пришел ≈ просят■ я привыкаю
все больше и больше, и ≈ блин! ≈ не поручусь, что в конце концов не превращусь
в такого вот урода.
И еще одна опасность в ⌠пришел-просят-почему бы
нет■. У менестреля основная часть влияния на слушателя идет не от правильно
поставленного голоса и не от быстроты пальцев на струнах, а от... как бы
это выразиться... энергетического посыла, что ли. (Страсть не люблю энергуйство
и прочую трансциндентальщину, но термин наиболее подходящий ≈ и краткий,
и более-менее верный.) Есть посыл ≈ все, они твои. Все хором, а те, кто
не твои, как-то где-то в другом измерении. Ну так вот, а выступая по заказу
весьма трудно этот энергетический посыл вызвать к жизни.
И работаешь без него. Раз проканало, второй раз
проканало ≈ рука и голос набиты, жесты идут уже автоматически, в нужном
месте ⌠сделать голос■ тоже не проблема, все вроде бы и неплохо... А чего-то
не хватает. Потому что халтура. И есть реальная опасность, привыкнув технически
грамотной халтуре, даже при желании не суметь вернуться к живому слову.
Яркий и очень неприятный пример ≈ мое выступление
на Зиланте-96. Оно получилось более, чем малость неудачным. Почему ≈ потому
что работать на публику по-настоящему я смог заставить себя только ближе
к концу. А поначалу такая расслабуха шла: объявляют Свиридова, зал заранее
радостен, а Свиридов начинает отбывать номер... Убил бы гада! (морально).
И результат соответственный: я на сцене сам по себе
пою, а в зале народ сам по себе треплется. Кто-то входит, кто-то выходит
≈ это же хуже, чем гнилым помидором по морде, когда во время песни из зала
тихо, вежливо так выходят прочь!
Такие вот пироги с котятами. Не буду делать вида, что нынешняя известность и - не побоюсь этого слова - слава, мне не нравятся. Нравяться, и даже очень. Но все монстрические мелочи, которые вполне могут трансформироваться в ⌠крупночи■, меня начинают доставать. Как с ними бороться - пока не знаю. То, что я эту статью вообще написал - как раз попытка такой борьбы. Может, какой-то толк и будет?