Часть первая:
Советы постороннего
Камерой я обзавелся, и попал с нею на следующие
события: ╚Завоевание Рая╩, ╚Зиланткон-97╩, Чугункон-98╩, ╚Ведьмак-98╩(Москва),
╚Русь в огне╩(Саратов), ╚Колесо Времен╩(Москва) и ╚Волки Одина╩(Питер).
(Рекламная пауза: все эти записи можно заказать и приобрести!).
Наснималось довольно-таки много, и глядя на результаты своих трудов
решил я дополнить теоретические построения из предыдущей статьи опытом
из практики. Надеюсь, что кому-то это поможет.
1. Немного о железе.
Средний ролевик √ человек небогатый, и нет смысла
говорить о камерах ценой порядка 1500 долларей. Но сейчас вполне
реально купить аппарат системы ╚дешево и сердито╩ за 300-500, или ╚почти
крутой╩ за 700-800 √ имеются в виду цены на новые аппараты. Подержаные,
но рабочие стоят на 100-150 денег дешевле. Но в любом случае перед покупкой
стоит изучить рынок.
Из личных ошибок: моей первой
камерой был Самсунг-К70 за 380$, а теперь я его сменил на Сони-TRV24E за
800$ в магазине. Потом увидел ее же за 700$ на Горбушке. Сто баксов разницы
√ цифра заметная!
Позволю себе дать несколько рекомендаций для камер в этих границах:
- Вопрос выбора стандарта ╚VHS-Compact или же Video-8╩
не самый важный. У каждого стандарта есть свои преимущества (VHS-C можно
смотреть на обычном видаке, зато его увесистая кассета всего на 60 минут
максимум, а у Video-8 двухчасовая кассета √ размером с магнитофонную).
И, по-моему, совсем уж не стоит брать камеру, работающую на полноразмерную
VHS-кассету. Качество съемки может быть и лучше чуток, но таскать этот
чемодан с собой┘
- Гораздо важнее присмотреться к конструкции камеры.
Аппарат для игр должен быть как можно более неприхотливым и защищеным.
Пример: у камер Сони щель крышки кассетника расположена сверху, и снимать
в дождь попросту опасно.
Из личных ошибок: я об этом не подумал, и теперь
мучаюсь: то в пакет полиэтеленовый камеру приходится заворачивать, то кепкой
прикрывать, причем даже в самую слабую морось. А еще был случай √ оступился,
и в грязь шмякнулся┘ Пережил несколько весьма неприятных минут, очищая
аппарат!
У Хитачи или Панасоника кассетник сделан сбоку,
что уменьшает риск попадания воды внутрь. А вот с точки зрения защиты объектива
наоборот √ у Сони автоматическая шторка, закрывающаяся при выключении камеры,
а у того же ╚панаса╩ крышка ручная, про которую надо каждый раз вспоминать.
- Еще один момент √ распространенность аккумуляторов.
Аккумуляторы для Сони или Панасоника распространены гораздо больше и стоят
дешевле, чем к примеру для Шарпа. Кроме того, аккумуляторы Сони подходят
и корейским аппаратам. В любом случае на аккумуляторах лучше не экономить,
и стараться иметь запас (подзарядиться на полигоне √ вещь очень нетривиальная)
и брать заведомо приличные, хоть они и дороже.
Из личных ошибок: одновременно
с первой камерой я купил парочку дешевых, но ба-альших, якобы двухчасовых,
аккумуляторов без роду-племени. Оказалось, что один работает дай бог полчаса,
а второй вскоре и вовсе сдох, хотя родной маленький самсунговский честно
тянул свои сорок минут.
- Вопрос цены. Стоит не рваться взять ╚больше камеры
за меньше денег╩. Многочисленные навороты не всегда имеют смысл, а покупка
дорожает на 30-50 процентов. Но и наоборот: когда мне предлагают супер-пупер-пальцы-в-стороны
камеру за деньги, за которые продаются простые модели, я начинаю сомневаться.
Из личного опыта: моей первой камерой был Самсунг-К70
за 380 долларей, простой как первый советский трактор. Этот Самсунь отслужил
мне чуть больше года безо всяких глюков, и продолжает трудиться во вторых
руках. В то же время рядом за 420 продавался тоже Самсунь, но Hi8 со стереозвуком,
десятком эффектов, цветным видоискателем и еще бог знает чем┘ Я не решился,
и думаю, что был прав.
- Если в кармане денег все-таки порядка 700-800
долларов, то уже имеет смысл выбирать, какие дополнительные функции стоит
докупать. Когда я собирался менять ╚самсунг╩ на что-то ╚более другое╩,
то сделал себе такую установку:
а) Мне нужен откидной экранчик. На играх очень часто
приходится снимать из самых диких положений, а целиться ╚навскидку╩ я так
и не научился. Кроме того, как потом выяснилось, свежая запись может быть
применена в качестве ╚фотофиниша╩ в спорных моментах, в основном при разборе
боевки.
б) Мне нужен стабилизатор изображения. При съемках
с большого расстояния дрожь в руках все портит нафиг, а таскать с собой
штатив √ для этого надо быть совсем уж героем.
в) Мне нужна ручная балансировка белого цвета, или
хороший автомат. Самсунг не имел ни того, ни другого, и в результате съемки
при искусственном освещении блистали всеми оттенками красного и желтого
при полном отсутствии других цветов.
А вот множество других функций, предлагаемых в разных
моделях (русские титры, стереозвук, ╚лонгплей╩ и т.д.) я считаю для своих
целей лишними.
Из не-личных ошибок: имели
место попытки съемки в режиме лонгплей для экономии места на кассете. Просмотр
непосредственно с камеры, на которую снимали, давал приемлемое качество,
но при переписывании с этой записью начинались беды гораздо раньше, чем
с эпизодами снятыми в нормальном режиме.
2.Орк-вопросы. (Эльфам и прочим
тоже полезно!)
Перед тем, как ехать на игру с камерой, нужно для
себя твердо решить: либо ты играешь, либо ты снимаешь. Но ни в коем случае
вперемешку √ хреново получатся оба дела.
Из личных ошибок: На ╚Колесо
Времен╩ я попытался поехать в более-менее активной роли и с камерой. В
результате очень много значимых эпизодов прошло мимо с одной стороны, а
с другой мельтешащий оператор в прикиде воспринимался либо как глюк без
хайратника, либо был совершенно справедливо пинаем по роли безо всякого
сострадания к творческим порывам.
Тут есть два выхода: можно заявить себя как чистого
глюка. У меня для такого случая есть шикарный ╚белый хайратник во всю задницу╩
√ белый комбинезон из магазина ╚Авиаспецодежда╩, стоит он 60 рублев на
ассигнации, но он того стоит! Хотя, надо заметить, не всем нравится белое
привидение болтающееся среди суровых мужиков в железе, а на игре ╚Волки
Одина╩ меня и вовсе обозвали ╚Каспером╩, что мне решительно не нравится.
Что иметь при себе кроме камеры во время беготни
по полигону? Хоть и неудобно, но обязательно надо таскать с собой хотя
бы одну запасную кассету и один запасной аккумулятор √ пусть даже и маленький.
Закон всемирной подлости еще никто не отменял, так что надо хоть как-то
противостоять┘
Из личных ошибок √ на ╚Волках╩
аккумулятор сдох в момент штурма Киева, а там был очень напряженный неигровой
момент, запись которого потом очень пригодилась бы при разборе ╚кто был
неправее╩. А запасной я не прихватил, урод!
Для ночных съемок очень полезен фонарик или хотя
бы свечка в банке. Осветители, прилагаемые к камерам обычно жрут энергию
по-черному, а для того чтобы в кадре было хоть что-то видно (обычно при
ночных съемках большего и не требуется) свечки вполне хватит.
Рация┘ Вопрос, конечно интересный. Она конечно полезна,
но только если она с наушниками!
Из не-личных ошибок. Кто видел
записи Аль-Кадима наверное помнит постоянные треск и шипение, сопровождающие
съемки┘
Так же стоит таскать при себе хотя бы полиэтиленовый
пакет на случай внезапного дождя. Даже если про камеру сказано, что она
╚брызгозащищеная╩, это не значит, что она герметичная!
Обычно, если едешь снимать, то вопроса ╚игрового взноса╩ не стоит √ разве что специально нужны игровые деньги. Но лучше такие вещи, как и вообще свое появление на игре, заранее обговаривать с мастерами. Впрочем, это уже из серии вещей, которые вроде самоочевидны, да?
Еще один момент: жратва. Если бегать по полигону с камерой, то приготовить себе еду на личном костерке возможности почти нет. Так что стоит заранее договориться с какой-нибудь командой, сдать туда свои припасы, и попросить оставлять порцию, если на общекомандный прием пищи оператор не успел.
Часть вторая.
Работа над ошибками
Само собой, что их было больше, но я выбрал те грабли, на которые могут наступить и другие.
Из личных ошибок. Очень часто
у меня в кадре √ туловище человека и часть шеи. Головы нет, она где-то
за верхним краем экрана.
По мере практики оказалось, что долго снимать постоянно
глядя в видоискатель не так-то просто. Устает и рука, и глаза, и шея┘ И
поэтому тянет снимать навскидку, от пуза, или с поднятой руки. Кроме того,
когда смотришь на окружающее своими глазами, а не через стеклышко, больше
вероятность увидеть какую-то новую деталь, отследить поворот событий и
т.д. Но навестись на цель при ╚стрельбе с бедра╩ оказалось не так-то просто,
и отсюда такой вот брак. Частично это лечится тем самым откидным экранчиком,
но когда он закрыт (экономить энергию надо!) √ беда та же.
Из личных ошибок: съемки на
бегу, все трясется, ничего не понятно┘
На самом деле такая ситуация почти неизбежна. Когда
вот-вот что-то начнется, то пусть лучше камера снимет лишнего мусора, чем
потеряются первые две секунды напряженного эпизода. Потом всегда можно
вырезать √ и нужно вырезать! Это скорее не к съемкам, а к монтажу: по уму
каждый эпизод нужно сначала просматривать, и потом, отмотав назад, переписывать
только то, что нужно.
Но когда монтируешь трехчасовую кассету (это занимает
почти целый день) это очень задалбывает, и начинается: ╚Так┘ Это что за
эпизод, а, драка у дороги! Поехали, пишем┘ Черт, несколько секунд мельтешения
√ что из-за них опять все назад мотать? Да ладно, несколько секунд не страшно┘╩
А в результате там несколько секунд, тут несколько секунд √ вот уже хорошее
впечатление и съелось.
Из личных ошибок: съемки разговорных
эпизодов, когда тебе вроде бы все слышно, а на записи √ еле-еле, сплошные
шумы и помехи.
Лечится принятием волевого решения √ разговорные эпизоды снимать только
крупным планом, и не стесняться лезть ближе к игрокам. Они же сами потом
спасибо скажут. (Или не скажут. Или скажут, но не спасибо┘)
Но попытаться стоит. Кроме того еще один момент
√ почему-то многие игроки считают, что говоря тихо, они лучше соответствуют
роли. С точки зрения съемки это полная беда, и надо здраво оценивать свои
возможности: может быть стоит тормознуть запись, и поберечь аккумулятор
для чего другого?
И еще один момент, связаный со съемкой разговорных
моментов √ это павильонки. Как показал опыт ╚Чугункона╩, снимать павильонки
√ дело неблагодарное. Одновременно идут десятки длиннющих разговоров вполголоса,
которые потом на экране кажутся на редкость занудными. А снимать приходится
либо все подряд, ведь никогда не знаешь, когда прозвучит ключевая фраза,
либо не снимать вообще.
Из личных ошибок: некоторые
снятые эпизод пропадают бесследно┘
А все очень просто: либо случайно нажал на перемотку,
либо кому-то показал отснятое, и забыл отмотать кассету обратно вперед,
и начал запись с того места, где она была √ и всех делов. Лечится просто:
тщательнее надо! Или, если совсем нет времени мотать на нужное место (камера
перекручивает пленку не так уж и бодро), то надо по-быстрому ставить другую
кассету.
Из личных ошибок: я хоть и
глюк, но тоже жить хочу!
На ⌠Волках Одина■ во время штурма одной из крепостей
я увлекся поисками красивого кадра, полез в ров┘ И так не по-детски получил
по башке бревнышком, что на пару секунд перестал воспринимать окружающее.
Мораль: сам виноват, нечего было лезть туда, где
народу не до меня, типа в гущу глобальной сечи. Разбитая башка может быть
и заживет, а вот раздолбаная камера (вполне возможный вариант!) сама собой
уж точно не починится.
Из личных ошибок: не все, что
происходит в жизни стоит переносить на кассету┘
На самом деле это не то чтобы ошибка, а скорее вопрос
идеологический. Например √ ко мне подошел человек, и сказал, что возмущен
тем, что в фильме про ╚Ведьмака╩ есть кадры, как заливают пиво во фляжку
+ комментарий, дескать ╚подготовка к игре шла полоным ходом╩. По мнению
человека у свежего зрителя это создаст нездоровый образ игр вообще. Или
например сцена нудистического купания на ╚Колесе Времен╩. По выражению
другого человека ╚┘обнаженная натура √ это все очень здорово, но зачем
давать лишний повод для всякого рода корреспондентов и детских комнат милиции?╩
Кроме того, напомнил он мне, есть категория родителей,
которые, считают, что своих детей нужно до восемнадцати лет держать в неведении
относительно того, что разница между мальчиком и девочкой не только в том,
что в разную сторону пуговицы застегивают. И вполне предсказуема реакция
таких родителей: ╚Ах! Там мое чадо развратить пытаются!╩.
Что тут можно сказать? Конечно, некая самоцензура
нужна, никто не спорит. Но с другой стороны √ съемки-то документальные.
И почему-то не хочется каждый раз задумываться √ а что по этому поводу
скажет дядя милиционер? Тут уж каждый для себя должен решить, что допустимо,
а что нет.
Часть третья.
И?
Да в общем ничего особенного. Я постраюсь следовать
своим же советам, чего и всем желаю. А результаты все желающие могут увидеть
сами √ я продолжаю всячески изображать из себя акулу видобизнеса и торговать
своими записями направо, налево, и в других направлениях.
Немного о будущем: думаю, что со временем, причем
не очень долгим, камер на играх будет все больше и больше, и уже сейчас
человек с чем-то видеозаписывающим воспринимается как нечто вполне обычное,
хотя года четыре назад отношение было ╚О! Камера!! Круто!!!╩ Но тем не
менее я призываю операторов относится к своей деятельности серьезно √ иначе
толку от камеры на игре будет гораздо меньше, чем может быть.
Спасибо за внимание!